понятие и предмет :: BusinessMan.ru
Субъекты и объекты административного права всегда служили объектами нормативного регулирования. Так или иначе, это обусловливается их природой. Какие средства их регулирования известны на сегодняшний день? Что является объектом административного права? Почему? На эти и иные не менее важные вопросы можно получить ответы в процессе ознакомления с материалами статьи.
Понятие административного права, субъекты и объекты
Современное административное право – одна из наиболее сложных, масштабных отраслей права Российской Федерации, которая является базовой. Почему? Дело в том, что деятельностью структур государственного управления в данном случае затрагиваются практически все субъекты и объекты административного права, а также их интересы. Рассматриваемая правовая отрасль объективным образом связана с процессами управления в качестве социального явления. Именно поэтому термин, наделенный латинским происхождением (администрация – это в первую очередь управление), сегодня считается универсальным инструментом для формирования соответствующей характеристики того или иного вида деятельности. Что является объектом административного права? Правовая отрасль как раз этим и занимается, что регулирует отношения, возникающие в процессе данной деятельности и считающиеся непосредственно объектом.
Создание правовых государственных основ в Российской Федерации говорит о формировании такой системы права, которая удосужилась бы опровергать собственное «я», несмотря на актуальные внутренние противоречия. Так, государственное управление как объект административного права является отличным примером применения принципа системности права в общем аспекте. Подобный подход непосредственно к правовой структуре соотносится с четким определением функционала в отношении различных правовых отраслей.
Взаимосвязь понятия и функций
Под административным правом можно понимать одну из отраслей российской системы права, которая регулирует объект административного права, а именно отношения в обществе, возникающие по причине организации и последующего функционирования системы исполнительной государственной власти в плане абсолютно всех государственно-национальных и территориальных уровней Российской Федерации.
Кроме того, административное право может трактоваться как значимая отрасль системы права Российской Федерации, которая представляет собой совокупность норм. Так или иначе, они предназначены для того, чтобы регулировать отношения, возникающие в обществе. Кстати говоря, они же – объект административного права. Как правило, такого рода отношения возникают по причине осуществления исполнительной власти в практическом аспекте. Другими словами, они имеют место непосредственно в процессе регулирования государственного управления.
Понятия «администрация» и «администрировать» наделены, как отмечалось выше, латинским происхождением. Таким образом, их русский перевод говорит о «руководстве» и «управлении». Администратора можно трактовать как управляющего. Кстати, в последнее время современный деловой лексикон предполагает использование неплохой альтернативы – такого понятия, как «менеджер».
Структура непосредственно науки
Понятие и предмет, объект административного права зависят в первую очередь от того, в какой роли оно выступает по отношению к общественной жизни. Так, административное право служит отраслью права, отраслью правовой науки и одной из учебных дисциплин.
Его принято понимать как организованную совокупность норм юридической природы, которые занимаются определением субъективного поведения в сфере полицейских операций или управления государством. Важно дополнить, что субъектами считаются граждане, органы исполнительной власти, общественные объединения и так далее. Так, объекты административно-правовой защиты прав граждан регулируются также через административное право. Если же рассматриваемая правовая отрасль в качестве совокупности норм юридической природы предписывает поведение, которое так или иначе соответствует ситуации, то административно-правовая наука занимается исследованием юридических норм, классификацией и систематизацией их, объединением в институты права и, конечно же, представлением в конкретной системе.
Объект, предмет административного права
Как отмечалось выше, под административным правом следует понимать самостоятельную отрасль системы права Российской Федерации, отличающуюся от иных. Данные расхождения в первую очередь заключаются в предмете и методике регулирования. Объект административного права — это общественные отношения, основным отличием которых служит то, что они формируются, развиваются и обрываются непосредственно в области управления государственными процессами. Другими словами, данный тип отношений существует по причине организации и последующего функционирования исполнительной власти как организованной системы.
Следует дополнить, что административное право – далеко не единственная правовая отрасль, охватывающая отношения общественного характера в области развития исполнительной власти как особой системы. Тем не менее именно ее нормативы пользуются в данном случае безусловным авторитетом. Какие же виды объектов административного права на сегодняшний день известны? Какого рода отношения не прекращают собственное существование? Ответ на столь интересный вопрос можно узнать в следующей главе.
Видовое разнообразие объектов административного права
На сегодняшний день известны следующие объекты управления в административном праве:
- Отношения, возникновение которых связано непосредственно с формированием и функционированием управленческих процессов, производимых в государстве. Так, административное право в полной мере обслуживает область муниципального и государственного управления.
- Организованная совокупность отношений в обществе (как объект административного права), которые возникают, изменяются и прекращаются в ходе реализации управления государством. Кроме того, речь идет о практическом аспекте. Важно дополнить, что такого рода взаимодействие в обязательном порядке должно быть урегулировано посредством соответствующих норм.
Общественные отношения как общий объект административного права наделены сложной, комплексной природой. Так, для них характерны некоторые особенности, подробно рассмотренные в следующем разделе.
Особенности объектов административного права
Как выяснилось, объект административного права могут составлять различного рода отношения, имеющие ряд особенностей. А именно:
- Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни. Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.
- Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти. Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.
Дополнительные характеристики
Помимо представленных выше особенностей общественных отношений, регулируемых административным правом, важно вспомнить следующие характеристики:
- Посредством административного права осуществляется регулирование отношений, носящих управленческий характер. Как правило, их возникновение напрямую связано с деятельностью исполнительных органов власти, тем не менее наделены данные отношения исполнительно-распорядительными характеристиками. Ярким примером тому может послужить определенная деятельность со стороны Председателя Государственной думы, которая касается в первую очередь организации рабочего процесса ее комиссий и комитетов. Или же судебная деятельность, где имеет место объект правонарушения в административном праве. Тогда актуально распределение дел, которые подлежат рассмотрению, непосредственно между судьями. Кстати, такого рода отношения в традиционном аспекте именуются внутриорганизационными.
- В большинстве своем административное право занимается регулированием отношений, где на первоначальных этапах исключается равенство участников в юридическом плане. Так, данные взаимодействия носят властный характер. Один участник правоотношений – это, так или иначе, обязательный субъект, имеющий некоторые полномочия государственно-властной природы. Исключением является лишь взаимодействие административно-договорного характера, однако удельный вес таковых в общей совокупности отношений, связанных с управлением, очень мал.
- Административное право регулирующим образом воздействует на отношения общественной направленности вместе с нормативами иных отраслей права Российской Федерации. Ярким примером тому может послужить определенного ранга взаимодействие с нормами трудового права в процессе регулирования вопросов относительно государственной службы.
Что же в итоге?
Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.
Кстати, данная методика выражается посредством установления прав субъективной природы, а также соответствующих юридических обязанностей; в степени их определенности и конкретизации; в инструментах и способах организации прав субъективного характера и соответствующих обязанностей юридической направленности в области государственного управления. Кроме того, она позволяет определить конкретный механизм действия норм административно-правовой природы непосредственно на отношения управленческого типа.
Единство административного права
Как выяснилось, все охарактеризованные выше элементы тесным образом взаимосвязаны между собой. Именно поэтому организованная система знаний, которые накапливаются правовой административной наукой, отличается в первую очередь предельным уровнем единства. В процессе обозначения частей — элементов объекта этой науки — необходимо выделить первичность категорий административно-правового регулирования, носящую познавательный характер, и, конечно же, вторичность в отношении актуального административного права.
Нормативы административно-правовой направленности составляют актуальную на сегодняшний день основу административной науки, но все же настоящий смысл данные нормы обретают благодаря непосредственно собственному росту относительно общих категорий, на которых они сначала держатся, а после исчезают. Невозможно полноценным образом понять и тем более нельзя пытаться истолковать нормативы административно-правовой природы, не прибегая к помощи ключевых категорий управления. Именно поэтому административно-правовая наука так или иначе должна обеспечить разработку аппарата категорий административно-правового типа для того, чтобы на основе данного научного капитала, имеющего постоянный характер, изучать актуальные в этот момент нормы права.
Соотношение объекта и предмета науки
Важнейшим вопросом относительно теории административного права является также соотношение предмета и объекта соответствующей науки. Важно отметить, что в литературе философского и юридического характера авторами используются оба термина при условии одного и того же содержания, что весьма интересно. Таким образом, Габриэ́ль Фе́ликсович Шершене́вич, известный российский юрист, и Юрий Петрович Козлов, профессор, в 1912 и 1967 годах соответственно определяли объект и предмет науки в качестве синонимичных значений. Естественно, даже с этой точкой зрения несложно согласиться в том случае, если закрыть глаза на некоторые нюансы.
Объектом административно-правовой науки служит абсолютно вся сфера соответствующей деятельности. Так, изучение объекта науки говорит об обращении к великому множеству источников, среди которых — административно-правовые памятники, глубокие знания в отношении соответствующих категорий и актуальных нормативов, знания об управленческих процессах в государстве, деятельности органов полиции, государственного контроля и так далее. Иными словами, абсолютно любые знания, пусть даже библиографические, которые связаны непосредственно с изучением административного права иностранных государств и изображают данную отрасль права посредством произведений художественной литературы (Писемский А. Ф., «Тысяча душ»), формируют объект административно-правовой науки.
В отличие от объекта административно-правового знания, предмет ни в коем случае не может в полной мере воспроизвести перечисленные выше аспекты или даже часть из них. Почему же? Дело только в том, что многочисленные стороны и характеристики, свойственные объекту, не наделяются существенностью и актуальностью в современности (необходимо дополнить, что некоторые из них просто-напросто неизвестны). Предмет административно-правовой науки, кстати, показывается не в прямой проекции на наблюдаемую действительность, но в ходе ее деятельности познавательного характера, раскрытия внутренней сути, расчлененности на самые весомые аргументы в структурном плане. Так, обобщенные и осмысленные сведения фиксируются посредством определенных категорий (понятий) административно-правовой природы. Именно через них первоначально обеспечивает определение предмета рассматриваемой науки. Таким образом, по сравнению с объектом предмет административного права как научного знания является предельно отчетливым, строгим и принципиальным понятием.
Важно дополнить, что административное право определяется множеством источников, общее количество которых неизвестно. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема кодификации и систематизации. Современное административное право считается одной из несистематизированных областей российской правовой системы в общем аспекте. А значит, данный вопрос необходимо как можно скорее решить всеми возможными на сегодняшний день методами (а их существует немало).
Таким образом, мы выяснили, что объект административного права составляют различного рода отношения, имеющие публично-правовой характер и связанные с практическим осуществлением полномочий исполнительными государственными органами. Эти отношения могут затрагивать разные сферы жизни: административно-политическую, экономическую, социальную, культурную и так далее.
businessman.ru
5. Объект, предмет, место административного права в системе юридических наук.
Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.
Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
Место административного права ( В ОБЩЕМ ) определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права). ( К ЮР НАУКЕ ) Наука административного права связана с другими научными
Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.
studfiles.net
Административное право субъекты и объекты
Административное право субъекты и объекты
При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.
Субъекты и объекты административных правоотношений
административно-правовые споры — отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству; отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.
Объект административного права: понятие и предмет
Как отмечалось выше, под административным правом следует понимать самостоятельную отрасль системы права Российской Федерации, отличающуюся от иных. Данные расхождения в первую очередь заключаются в предмете и методике регулирования. Объект административного права — это общественные отношения , основным отличием которых служит то, что они формируются, развиваются и обрываются непосредственно в области управления государственными процессами. Другими словами, данный тип отношений существует по причине организации и последующего функционирования исполнительной власти как организованной системы.
Административно-правовые отношения
Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, се участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т. д.
Объекты и субъекты административно-правовых отношений
Субъекты административных отношений взаимодействуют в рамках двух базовых областей — материальной и юридической. Касательно первой — коммуникации происходят с учетом сущности поведения сторон. Во время второй субъекты административно-правовых отношений взаимодействуют, исходя из наличия определенных юридически прав или же обязанностей.
Административное право субъекты и объекты
Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека. Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.
Объекты и субъекты административно-правовых отношений
Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.
Субъекты и объекты административного права
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом..
Административное право субъекты и объекты
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
Административное право субъекты и объекты
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ
Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Административное право субъекты и объекты
Иностранные граждане и лица без гражданства так же являются субъектами административного права. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет меньший объем, чем административно-правовой статус граждан РФ, он регламентируется федеральным законодательством.
Административно-правовые отношения, правонарушение и административная ответственность
Административным правонарушением является противоправное, т.е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение лица носит волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.
Предмет, объект и система науки административного права
1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) — указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей;
Административное право
2) обязанность по общему правилу предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственной охране» при применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники федеральных органов государственной охраны обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований сотрудников, за исключением случаев, если:
russianjurist.ru
Предмет, признаки и методы административного права
Понятие и признаки административного права
Развитие и усложнение отношений, возникающих между членами общества, с неизбежностью накладывается отпечаток на правовую систему любого современного государства – возникают новые правовые институты и подотрасли, формируются самостоятельные и комплексные отрасли законодательства и т.д. При этом большую часть общественных явлений и процессов по-прежнему регулируется посредством юридических предписаний, сосредоточенных в рамках немногочисленных классических отраслей права, одной из которых выступает административное право. Доктринальное определение рассматриваемой отрасли, в трудах современных ученых-исследователей юридической науки, в наиболее общем виде, формулируется следующим образом:
Определение 1
Административное право – самостоятельная отрасль российского права, содержание которого представлено системой общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношений, складывающие в процессе реализации задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В свою очередь, в качестве признаком рассматриваемой отрасли права могут быть названы:
- Административное право выступает одной из ключевых отраслей публичного права, регламентирующей общественные отношений в сфере государственного устройства и управления;
- Содержание административного права представлено совокупностью юридических норм, отличающихся свойством внутренней согласованности и структурной организации;
- Административное право выражено вовне – в форме писаных юридических источников;
- Административное право, будучи самостоятельной отраслью, характеризуется наличием собственного предмета и метода правового регулирования.
Замечание 1
Последний из приведенных выше признаков рассматриваемой отрасли, имеет исключительно важное значение, поскольку именно существование предмета и метода правового регулирования традиционно признается в юридической науке в качестве критерия самостоятельности правовой отрасли.
Предмет административного права
Как было отмечено выше, предмет отрасли права выступает одним из двух ключевых признаков, существование которых позволяет говорить о самостоятельности юридической отрасли. В свою очередь, предмет административного права может быть определен следующим образом:
Определение 2
Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в области государственного управления, в рамках которых уполномоченные субъекты в пределах собственной компетенции управляют организационно-распорядительными, социально-культурными и административно-политическими процессами государства и общества.
Таким образом, как видно из приведенного определения, специфика административных правоотношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли, состоит в том, что в них всегда участвует особый субъект – орган исполнительной власти или иной компетентный исполнительный орган.
Кроме того, общественные отношений, составляющие предмет административного права, могут быть проклассифицированы в зависимости от различных оснований.
В частности, в зависимости от юридического характера административных правоотношений принято выделять их материальную и процессуальную разновидность.
Определение 3
Материальные административно-правовые отношения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые посредством материальных норм административного права;
Определение 4
Процессуальные административно-процессуальные отношения – отношения, складывающиеся по поводу рассмотрения конкретных индивидуальных дел в области государственного управления, порядок разрешения которых регламентируется административно-процессуальными нормами.
Исходя из характера соотношения прав и обязанностей участников административных правоотношений, могут быть выделены вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Как видно из названия, вертикальные отношения характеризуются неравенством сторон в юридическом смысле – они возникают на основании одностороннего волеизъявления уполномоченного органа государственной власти или должностного лица, в том числе вопреки воле другого участника правоотношения.
В свою очередь, горизонтальные отношения, возникают в связи с реализацией гражданами РФ собственных прав в области государственного управления. При этом необходимо обратить внимание на то, что исходя из специфики рассматриваемой отрасли, в том числе публичного характера ее содержания, для административного права в большей степени характерны вертикальные правоотношения.
Метод административного права
Второй качественной характеристикой самостоятельной отрасли права традиционно признается метод правового регулирования. В рамках рассматриваемой отрасли в качестве метода выступает применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта, представляющих собой совокупность трех способов правового регулирования:
- Предписание, то есть властное установление определенного порядка действий. В виду определенной гибкости предписания, как способа правового регулирования, несоблюдение предписываемых условий поведения, как правило, выражено в отсутствии тех положительных последствий, на достижение которых первоначально ориентирована норма административного права;
- Запрет, выраженный в запрещении совершения определенных действий под страхом применения соответствующих мер юридического воздействия. В отличие от предписания, запрет представляет собой строгое установление определенных правил реализации общественных отношений и юридически значимого поведения их субъектов. Несоблюдение запрета влечет за собой конкретную обязанность по претерпеванию определенных негативных последствий личного, имущественного или организационного характера;
- Дозволение – предоставление возможности выбора определенного варианта должного поведения, осуществляемого по собственному усмотрению субъекта. Дозволение может быть выражено в жесткой форме, когда обязателен выбор одного из возможных вариантов поведения (характерно для регламентации поведения должностных лиц) и в мягкой форме, когда субъект правоотношения вправе с выбором определенной модели поведения в сфере действия административно-правовых норм, отказаться от совершения какого-либо выбора вовсе (характерно для установления прав и обязанностей граждан в области административных отношений).
spravochnick.ru
2 Предмет административного права. Предмет, объект и система науки административного права
Похожие главы из других работ:
Административно-правовой статус коммерческих организаций
§ 1. Субъекты административного права. Общее понятие субъекта административного права
Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей…
Административное право
Тема 2. Предмет, метод и система административного права
Целью изучения темы является позиционирование административного права в системе российского права…
Административное право Украины как отрасль права
Глава 1. Предмет и метод административного права как его определяющие элементы
…
Административное право Украины как отрасль права
1.2 Предмет административного права
Предмет правового регулирования (далее — предмет права) любой правовой отрасли составляют общественные отношения, которые ею регулируются. Следовательно, предмет административного права — это совокупность управленческих отношений…
Административные правоотношения
1. Понятие, предмет, источники административного права
Административное право — самостоятельная отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих управленческие общественные отношения…
Гражданин в административном праве РФ
1.1 Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм…
Основы административного права
Предмет административного права
На основе анализа точек зрения, имеющихся в теории права и отраслевых юридических науках, обобщения административного законодательства и практики его применения можно сделать вывод о том…
Предмет административного права
Предмет административного права
Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования…
Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования). Государственное регулирование в отраслях культуры
1. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования…
Предмет и задачи административного права
1. Предмет административного права
Административное право занимает особое место в правовой системе Российской Федерации. Объясняется это многими обстоятельствами, непосредственно влияющими на его предмет, т.е. на круг общественных отношений…
Предмет и метод административного права
Предмет административного права
В юридической науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования…
Предмет и система административного права
5. Предмет административного права
Между отраслями российского права существуют основательные различия. Важнейшее из них: предмет регулирования, метод регулирования, принципы отраслевого регулирования, цели отрасли права, субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений…
Предмет, объект и система науки административного права
2 Предмет административного права
Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего по предмету и методу правового регулирования…
Роль и место административного права в правовой системе России
1.2 Предмет административного права
Административное право — самостоятельная отрасль российского права. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по тому, какие общественные отношения они регулируют…
Субъекты административного права
1. Субъекты административного права. Виды субъектов административного права
Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус. Правовой статус — категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива…
pravo.bobrodobro.ru
56. Понятие, предмет, система, источники и субъекты административного права.
Административное право – отдельная, самостоятельная отрасль права, напрямую связанная с государством и его властью.
Адм. право признано обслуживать повседневную гос. управленческую деятельность, регулировать многообразные экон. отношения в различных сферах жизнедеят-ти.
Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
Система адм. права состоит из общей и особенной частей. В общей части имеется норма адм. права, имеющая регулятивное значение для всех отраслей и сфер гос. управления. В особ. части закреплены нормы в отдельных сферах управления при планировании, учете, финансировании, техн. снабжении.
Источники: Конституция, КоАП, Тамож. Кодекс, Воздушный Кодекс, Устав ж/д дорог РБ, Устав внутр. водного транспорта РБ, Указы Президента, Постановления и распоряжения министерств, глав Администраций, акты органов местного самоуправления, нормативные акты руководителей гос. предприятий.
Субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
57. Место административного права в национальных правовых системах, его соотношение с другими отраслями права.
Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.
Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного.
Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.
Связано административное право и с финансовым правом. государства и регулируемых им общественных отношений финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов
С земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
С трудовым правом. Многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административным и трудовым правом.
studfiles.net
Предмет административного права
Предмет административного права составляют общественные отношения, возникающие в целях реализации и защиты прав граждан, создание нормальных условий для функционирования гражданского общества и государства.
Такие отношения связанные с:
1) деятельностью органов исполнительной власти;
2) внутри-организационной деятельностью других государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;
3) управленческой деятельностью органов местного самоуправления;
4) осуществлением другими негосударственными субъектами делегированных полномочий органов исполнительной власти;
5) осуществлением правосудия в форме административного судопроизводства.
Предметом административного права являются общественные отношения, которые формируются:
- в процессе государственного управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами, а также реализации полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления, общественным организациям и некоторым другим негосударственным институтам;
- в процессе деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению реализации и защиты в административном порядке прав и свобод граждан, предоставление им, а также юридическим лицам различных административных (управленческих) услуг;
- в процессе внутренней организации и деятельности аппаратов всех государственных органов, администраций государственных предприятий, учреждений и организаций, а также в связи с прохождением государственной службы или в органах местного самоуправления;
- в связи с реализацией юрисдикции административных судов и восстановления нарушенных прав граждан и других субъектов административного права;
- при применении мер административного принуждения, включая административную ответственности, в отношении физических и юридических лиц.
Итак, в узком смысле предметом административного права являются общественные отношения, возникающие между субъектами и объектами публичного управления.
Что касается широкого понимания предмета административного права, то отметим следующие аспекты. В ст.3 Конституции Украины определено, что «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства ».
Эти конституционные положения должны отражаться в предмете административного права.
studies.in.ua